Echoing your voice just like the ringing in my ears
My favorite dreams of you still wash ashore
Scraping through my head
'till I don't want to sleep anymore
You always were the one to show me how
Back then I couldn't do the things that I can do now
This is slowly taking me apart
Grey would be the color if I had a heart
In this place it seems like such a shame
Though it all looks different now,
I know it's still the same
Everywhere I look you're all I see
Just a fading fucking reminder of who I used to be
You make this all go away
I'm down to just one thing
And I'm starting to scare myself
You make this all go way
I just want something
I just want something I can never have
--
Nine Inch Nails «Something I Can Never Have»
Посвящена эта статья самому загадочному, необычному и привлекательному персонажу из всех что я когда-либо встречал, - Рэй Аянами. Рассчитана она на фанатов, поклонников, желающих стать таковыми и просто любопытных. В ней я постарался, систематизировав всю доступную информацию путём аналитических выводов ответить (прежде всего самому себе) на ряд довольно интересных вопросов. Касательно Рэй разумеется. Многое возможно спорно, но я старался как можно более полно обосновывать свои доводы. Все неточности связаны либо с проблемой русского перевода, а также с вероятными мозговыми завихрениями, хе-хе.
Сразу хочу предупредить романтически настроенных поклонников Рей, – пространных возвышенных разглагольствований будет по минимуму, и то только к концу. Я ставил своей задачей скрупулезный анализ с целью сделать Рэй Аянами более доступной для понимания, а не напустив тумана запутать всё ещё больше ради сохранения пресловутой загадочности, за которой я не вижу никаких объективных преимуществ, кроме разве что привлекательнейшей возможности каждому домысливать желаемое.
В однокомнатную квартирку (за номером 402) на окраине Токио-3, Рэй поселили скорее всего примерно за год до начала повторных атак ангелов, на это указывает тот факт, что в школу где учился Тоджи её перевели примерно в это время. Район далеко не фешенебельный и явно не особо благополучный, в обычном городе его можно было бы наверное назвать трущобами, но в пост апокалиптическом мире Евангелиона - это определение, пожалуй, некорректно. В любом случае для меня остаётся неясными мотивы руководства Нерва, позволившим жить беззащитной четырнадцатилетней девочке одной, да ещё в таком месте. Ведь обратившись к двадцатой главе манги мы увидим, что маргиналов в Токио-3 было вполне достаточно. Тем более удивителен факт, что такой расчётливый человек как Икари Гендо не приучил её к элементарному запиранию двери. Впрочем, не исключён вариант регулярной опеки как квартиры так и самой Рэй со стороны второго отдела.
О самой квартирке говорить особо и нечего. Крохотная прихожая переходит в «кухню» (плита, раковина, несколько шкафчиков сверху). Дверь налево ведёт в ванную, судя по общей простой планировке совмещённой с туалетом. Единственная комната не отличается ни особыми размерами ни богатством обстановки. Кровать, с мощной лампой подвешенной у изголовья, один стульчик, холодильник, да массивная тумбочка (на которой лежит единственная реликвия – поломанные очки Гендо Икари) с выдвигающимися ящиками, где как (спасибо Шинджи) известно лежит нижнее бельё. Есть ещё одна дверь, что за ней неясно, но скорее всего что-то вроде маленькой кладовки или платяного шкафа. Первое что бросилось в глаза Шинджи, - это некоторая запущенность, особенно заметная в прихожей, которая казалось бы является прямым подтверждением слов Рицко о неприспособленности Рэй к самостоятельной (да и вообще) жизни. Я, поначалу, подобно главному герою был этим неприятно удивлён, но подумав немного понял в чём дело. Аянами далеко не «грязнуля» как это может показаться невнимательному зрителю, на это указывает хотя бы отсутствие гор немытой посуды в раковине, да и обычный опрятный вид Рэй, который она всегда умудряется сохранять несмотря на не особо бережное отношение к одежде (вспомните серию Showdown in Tokio, эпизод с переодеванием, где отлично показан контраст между аккуратно сложенной одёжкой Шинджи и беспечно раскиданными вещами Рэй). Здесь важно учитывать практически полное отсутствие у неё таких неотделимых от современного человека свойств и комплексов как чувство собственника, стремления соответствовать общепринятым нормам, страсти к накопительству и других пороков членов общества потребителей. При принятии решения Рэй руководствуется исключительно рациональностью выполнения данного действия в данный момент. Это касается всех её поступков. Аскетичная обстановка объясняется тем же, ведь необходимый для жизни минимум она обеспечивает, а понятие комфорта для нашей голубоволоски, в основном, мало зависит от внешних факторов. К тому же в таких бытовых мелочах большое значение имеет воспитание (как в случае с Шинжи), но в случае с Рэй это замечание не уместно. Кроме того вспомните серию 15 - «Lie and Silence», эпизод уборки в классе, который наглядно показывает всю беспочвенность возможных обвинений в лени или нежелании пачкать руки, - просто она не видит в этом жизненной необходимости, вот и всё.
На стене между тумбочкой и холодильником висит небольшое зеркало, предназначенное, естественно не для самолюбования и уж точно не для нанесения макияжа, а для сугубо функциональных целей.
Стирать Рэй скорее всего приходиться самой, – причём в ванной (бедняжка!) – стиральной машины у неё нет.
Стоит упомянуть всегда занавешенные плотные черные шторы на окнах отчего в квартире всегда царит приятный полумрак. Возможно Рэй сделала затемнение, после ранения, чтобы яркие солнечные лучи не раздражали больной глаз (в ЕоЕ штор уже не было), а может ей это просто нравится, ведь замечено, что тёмное время суток ей больше по душе, да и лунный свет ей так к лицу.
Причины столь странной обстановки её квартиры становятся ясны в конце 23 серии «Tears». Я, честно говоря, плохо знаком с генной инженерией и не могу утверждать наверняка, но основываясь на предположениях что, во-первых, рождение Рэй произошло после 2004 года, то есть после смерти Юи, и естественно, что такой сложный научный эксперимент как объединение человека с Ангелом, не мог произойти быстро. Во-вторых, Гендо впервые представил Аянами, когда её телу на вид вполне можно было дать лет десять. Она уже умела вполне разумно говорить, и это указывает на то, что мозг её тоже соответствовал уровню десятилетнего ребёнка, а возможно и более старшего. Далее, очевидно, что до определённого момента Рэй жила на попечении Икари Гендо скорее всего под одной с ним крышей. Поэтому неудивительно, что начав «самостоятельную» жизнь, Рэй подсознательно скопировала обстановку того помещения в котором она появилась на свет.
По поводу появлению Рэй на свет остаётся ещё одна загадка, о которой в фильме не говорится ни слова, - кто был физической матерью Аянами? Ведь её же должна была выносить в своём чреве человеческая женщина, - не могла же она материализоваться из воздуха или отпочковаться от Лилит? Кем была эта женщина? Никто не знает…
Возможно это кому-то покажется мелочным и недостойным внимания, но меня интересует всё что касается Аянами, и по-моему такие подробности помогают лучше понять человека, а в случае, с Рэй когда конкретной информации даётся недостаточно, подобный разбор – большое подспорье.
Одежда. В сериале Рэй обычно можно было лицезреть облачённой в комбинезон (в обычном и так сказать в «безрукавке», на время ранения) и в очаровательную школьную форму. Не раз представала она перед нашим восхищённым взглядом и вовсе без одежды, – прекрасное лучше всего раскрывается в обнаженном виде, но речь сейчас не о том. Однажды (во второй серии) её показали в больничном халате, упоминаю этот эпизод просто так, для собственного удовольствия.
На людях Аянами непременно появляется в школьной форме, лишь изредка одевая купальник (чтобы поплавать естественно). Кстати, замечено, что у Рэй как минимум два купальника, одного фасона, но разных цветов – (вернее оттенков синего) тёмного и светлого. Другой одежды у неё по всей видимости нет, а если и есть, то Рэй её не носит, просто потому что не видит в этом смысла. В квартире она также остаётся в форме, хотя возможно, когда жарко она её снимает оставаясь в неглиже, - стесняться некого, а гостей не будет. Лифчики, трусики и носки всегда белого цвета, также как и башмачки, в которых она ходит и по квартире, хотя у неё и есть чёрные тапочки которые она одевает выходя из ванной. Перед отходом ко сну Рэй облачается в ночную сорочку, белого цвета разумеется (эпизод в ЕоЕ).
Ну что ещё, портфельчик, который она постоянно с собой таскает, да записная книжка, лежащая либо в этом самом портфельчике, либо в кармане. Пожалуй и всё. Если не считать очков Гендо Икари
Этот вопрос меня занимает не меньше чем исследование характера Аянами, и хотя в фильме информации на эту тему чертовски мало, но всё же, пускай и путем анализа косвенных доказательств, я смог составить более-менее ясную картину, чем и хочу сейчас поделиться.
1 Начнём с банальностей – кулинарных предпочтений. Доподлинно известно, что Рэй, как и положено истинной японке, не любит мясо. Нормально относится к лапше. И в общем-то это всё, больше неизвестно ничего, даже обидно. Но можно предположить что её пища, это обычный рацион вегетарианца, разумеется никакого спиртного, и скорее всего газировку она тоже не употребляет, только воду и возможно классический японский зелёный чай (интересно, а как насчёт сладкого?). Готовит она на кухне, а вот отсутствие даже намёка на обеденный стол указывает на то, что трапезничает Рэй либо на самой кухне (сидя на единственном стульчике) либо в комнатке, на кровати.
По всей видимости Рэй занимается покупками самостоятельно, о чём косвенно указывает сумка висящая на боковой стороне холодильника. Но также вполне вероятно, что всё необходимое периодически доставляется специальным человеком по поручению сами-знаете-кого.
2. Из увлечений Рэй с уверенностью можно назвать только одно – плавание. «Вода – нечто приятное», упоминает она в своих рассуждениях в серии 14 – «SEELE, Thron of Soul» . И похоже это одна из тех немногих в её жизни вещей, которые действительно приносят ей удовольствие.
3. Итак, Нерв, школа, магазины, квартира 402, вот те основные места в которых бывает Рей. Я намеренно не употребляю слово «дом», потому что дом, – это то место которое ты любишь и в котором тебя ждут, а квартира 402 - это жилище, но никак не дом (если помните, слова «я дома», Аянами произнесла за мгновенье до момента слияния с Лилит). И если с первыми тремя всё в общем-то ясно, то вопрос о том, чем занимается Рэй когда остаётся одна, однозначного ответа не имеет, здесь тоже придётся довольствоваться догадками. Так, как в квартире отсутствуют такие непременные атрибуты современной обывательской жизни как телевизор и радио, логично было бы предположить, учитывая общий философский склад ума Аянами, её увлечение литературой. Но книг у неё очень мало (я видел три штуки), да и те почти наверняка учебники. О каких-либо хобби я даже заикаться не буду. Так что остаётся лишь учёба и размышления, о которых отдельный разговор. А с учёбой у неё проблем нет наверняка, даже несмотря на регулярные пропуски занятий, по вполне понятным причинам. Если Рэй понимает что немного отстала, она старается наверстать упущенное самостоятельно, занимаясь, при каждом удобном случае (даже сидя рядом с лежащим на больничной койке вернувшимся с того света Шинджи, и ожидая его пробуждения, Аянами читала учебник).
4. Обычный вид Аянами со стороны сложно охарактеризовать иначе чем отрешённый. Но это обманчивое впечатление. Хотя и кажется, что эта спокойная и молчаливая девочка настолько погружена в свои мысли, что до происходящего в окружающем мире ей нет никакого дела, это не совсем так. Хотя Рэй и не подаёт виду, но она всё прекрасно видит и замечает. Но события происходящие вокруг, слишком ничтожны чтобы уделять им много внимания и уж тем более на них реагировать. Однако, Рэй почти всегда отвечает на обращённые к ней вопросы, но никогда не заводит разговора сама без особой на то необходимости. Причина здесь частично в том что Рэй чувствует себя отличной от других людей, и люди чувствуют по отношению к ней то же самое. Учитывая что воспитывал её такой человек как Икари Гендо, Рэй и не подозревает о тех радостях что может дать человеческое общение (а значение общения чертовски велико, и оно столь же необходимо для полноценной жизни как и одиночество) и соответственно не стремилась к нему. Так что выходит, что единственным человеком, кроме Гендо, с которым Аянами могла нормально поговорить, была она сама. О чём же размышляла наша голубоволоска? Увы, в фильме слишком много времени уделено зациклившемуся на мазохистском самобичевании Шинджи, и гораздо более интересные мыслительные процессы в голове Рэй, отражены недостаточно полно. Но, как можно судить по тому что есть, размышления Рэй принимают в большинстве случаев сложный философский характер. Жаль что она так мало читает, - из неё могла выйти истинная минерва. Из-за недостатка знаний разрабатываемые ею темы редко доводятся до логического завершения, и как следствие, все попытки фундаментальных исследований сущности жизни приводят её к ещё большому числу вопросов. Общий ход её рассуждений можно охарактеризовать как стоический пессимизм, корнями уходящий в фатализм Икари Гендо, сомнения Рэй в ценности собственного существования и глубоким внутренним разладом между настоящей живой душой и искусственно созданным телом. Себя Рэй определила однажды как «существо желающее смерти», ибо только смерть способна заглушить диссонансность её бытия. Так называемая «ментальная нестабильность» пилота модуля ноль, не что иное как проявление этих глубоких противоречий. Вспомните, на что оказалось способна Dumi Plug в 19 серии и вы поймёте с чем бедняжке приходилось жить.
5. Из фильма Евангелион-Смерть мы узнаём о неплохих способностях Рэй как музыканта. Не думаю, что игра на скрипке доставляла ей большое удовольствие, скорее всего она воспринимала это как обязательство, вроде учёбы в школе, которое учитывая её знание о собственном предназначении и близящемся Конце, кажется довольно бессмысленным и выполняемым исключительно по приказу. Хотя возможно, я и не прав, и музыка была ещё одной зацепкой к жизни у нашей странной девочки.
Шинджи
О существовании Шинджи, Рэй знала задолго до его приезда в Токио 3. Их первый контакт произошёл уже в первых кадрах первой серии. Хотя впоследствии, как выразился Шинджи, они и словом не разу не перекинулись, переглядывались они весьма выразительно. Долгое время Рэй воспринимала его исключительно как пилота модуля один, и сына главнокомандующего Икари, но со временем она осознала что Шинджи значит для неё гораздо больше. Я не согласен с мнением, что причиной этого является та часть её личности что досталась в «наследство» от Юи. Нет, её отношение к Шинджи постепенно эволюционировало от холодного безразличия до беспредельной нежности, проявившейся в ЕоЕ. Однозначно можно сказать, что именно Шинджи стал для неё самым дорогим существом во Вселенной, и если выполнение его Главного Желания не было проявлением любви, то что есть любовь..?
Асука
Очевидно, Асука воспринималась голубоволоской просто как человек, который был нужен Гендо Икари. Сомнительным кажется мнение о негативных чувствах испытываемых Рэй по отношению к Ленгли, - хотя это и не исключено, так как чувства Аянами были загадкой для неё самой. Я уверен, что даже памятная пощёчина не оказала на неё того впечатления какое произвело слова Асуки о ней как о кукле-марионетке в руках Главнокомандующего Гендо, которые затронули одну из редких по настоящему волновавших Рэй тем, - является ли она настоящим человеком, или всего лишь искусственно созданная игрушка, инструмент для достижения некой Великой Цели?
Гендо
В руках этого человека долгое время находились ключи от сердца Аянами, но в конце концов он их потерял, - в его душе не оставалось места для любви к кому бы то ни было кроме Юи, ради единения с которой и был затеян проект Комплиментации.
Противоречивые чувства к Гендо, сформированные из полубессознательного, генетического так сказать влечения, воспитанной в ней покорности, и постепенно нараставшего с развитием личности стремления к самостоятельности, привели к мучительному выбору между судьбой, предначертанной ей Икари-старшим, которому она «обязана» жизнью, по сути дела лишь тяготившей её, и судьбой его сына, Икари-младшего, давшего ей шанс на короткий миг ощутить себя свободной.
Каору
Насчёт пресловутой схожести между Рэй и «ангелочком». Кроме своего искусственного происхождения и связанных с этим особенностей во внешности, я не вижу никаких параллелей. Я ни на секунду не поверил ни в его болтовню о человечестве, ни в его якобы благородные порывы. Всё ложь! На самом деле он оказался слабаком почище Шинджи. Когда он понял что члены SEELE его просто-напросто использовали, а Шинджи сокрушил Еву модуль два, его песенка была спета и он позорно сдался. «Только в смерти я могу быть свободен». Дешёвое позёрство, вот что это такое. А с Шинджи он просто поигрался…
В чём причина привлекательности столь странной девочки как Рэй? Быть может в самой этой её странности? Безусловно. Но лишь отчасти. Неизведанное всегда пугало и притягивало одновременно. Стремление заглянуть в чужую душу, которая, как известно, для непосвященного всегда потёмки, живёт в каждом. И чем страннее и непонятней душа, тем нам интереснее. Особенной привлекательностью обладают души невинных и обречённых. Недостижимая чистота первых, притягивает тех кто её лишился и теперь горько об этом сожалеет. Тем же кому не понаслышке известны боль и отчаяние, принимают очень близко к сердцу Вселенскую печаль вторых.
Прямая, несгибаемая воля, подчинённая тем не менее тому, что она считает выше и значимее себя, проявляется в каждом движении Аянами. Холодная решимость соседствует в облике Рей с хрупкостью и глубоко сокрытой нежностью (проявившейся в полной мере в Еое).
Спокойная обречённость читается в выражении её лица, придавая ей ореол избранности и недоступности истинного Дитя Судьбы.
Запредельная красота её одухотворённого облика очаровывает душу и покоряет сердце. Но только того человека, у которого тяга к совершенству прекрасного не была окончательно замутнена грехопадением и безумием современной жизни.
Что касается самой концепции Рэй как персонажа, то авторы Евангелиона здесь конечно далеко не первые, хотя и безусловно лучшие. Подобных историй о существе, лишь частично принадлежащему к людскому роду, и обладавшему человечностью куда большей, чем очень многие люди, такие истории, обычно наполненные глубоким трагизмом, не раз встречаются в мировой литературе, да и в самом аниме (вспомните того же «Призрака в доспехах») и даже в JRPG (в Phantasy Star, к примеру). То есть уже не раз делалась попытка взглянуть на мир людей нечеловеческими глазами. И представавшая картина была далека от идеала, причём весьма и весьма... Лучшие человеческие качества, к обладанию которыми так стремились герои подобных произведений, у большинства людей атрофировались или были спрятаны за ненадобностью (с волками жить, по волчьи выть), остальным же они обычно приносят только боль и страдания.
Конечно у каждого конкретного случая свои особенности, Аска, предпочитает сметать все препятствия на своём пути, Шинджи зачастую выбирает бегство, а Рэй… Рэй давно свыклась с мыслью, что подобные вещи не её удел и для неё недоступны. Понимание пришло слишком поздно. Впрочем как всегда…
(c) по материалам djstark.narod.ru