Она очень быстрая, динамичная, захватывающая, как наверное и сама дуэль - Утена здесь действует намного быстрее, чем думает, ее решительность явно одерживает верх над внутренними колебаниями. Юная революционерка просто не успевает колебаться, битва столь стремительна, что не оставляет места сомнениям - а когда победа будет одержана, о них уже и незачем будет вспоминать.
Но вернемся к тексту.
Astrologic eras, primeval oceans, erosion and sediment
По поводу первого словосочетания - английский вариант я брал на ohtori.nu, но мне совершенно не нравится слово astrologic как перевод японского tentai. Астрология обычно как-то сразу ассоциируется с соответствующей звездно-передсказательной деятельностью, а здесь, на мой взгляд, речь идет немного не о том.
Больше подходит, как мне кажется, очень красивое слово celestial - красивое именно потому, что чаще всего именно в таком контексте и употребляется - когда мы о небесной, неземной, божественной красоте говорим. Мы вспоминаем о Небе именно как о Небесах, прекрасном, чудесном месте, где обитают горние силы, светлые Ангелы.
И в этом плане Небесные Времена - это, очевидно, времена до сотворения материального мира. А может быть - времена его рождения, времена Творения. Те, про которые сказано «И был свет». С них и начинается то таинственное действо, которое предлагает нам второй хорал Сизера.
Далее мы слышим о Первозданных Океанах - те ли это океаны, которые явились когда «собралась вода под небом в свои места»? Во всяком случае, речь явно идет о рождении нашего мира и о том, что происходило на нашей планете в самом начале. Мир кипит, разделяется а затем остывает, чтобы оживать дальше.
Three billion years,genesis of life, geologic eras
Миллиарды лет проносятся, как единый миг - и вот уже зародилась Жизнь, и столь же стремительно начала развиваться и наполнять землю.
Cambrian, Ordovician, Silurian, Devonian, Stromatolite, bacteria, collenia.
Идет перечисление доисторических периодов - кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский... я в этом не специалист, перейдем таки сразу к вышеупомянутому зарождению жизни и первым бактериям.
Triassic, Jurassic, Cretaceous.
Триасовый, юрский, меловой... опять периоды. Кажется, мезозойской эры, или поправьте меня. Время летит.
Lycopsida, selaginella, pleuromeia.
Насколько я понял, "Ликопсиды" - это плауновидные сосудистые растения, выглядят примерно вот так:
а подробнее о Ликопсидах можно посмотреть вот здесь, если вам интересно.
Селагинелла - милая штучка, чем-то напоминает внешне Ликопсиду. Тоже зелененькая.
тут их много
Ну, и еще одна мезозойская живность - Плевромейя - невысокое, неразветвленное растение с одним верхушечным стробилом.
Нашел вот тут
Caytonia bennetites, ammonite.
Таинственная Кайтония настолько таинственна, что нашел я ее только на буржуйских сайтах - здесь
вот как она выглядит:
(bennetites - это, кажется, «миоспоры»).
В общем, Сизер явно большой любитель доисторических растений %_%
И, наконец, столь тщательно и тонко выпеваемые хором аммониты это - о счастье! - не растения, а ископаемые раковины головоногих моллюсков.
Здоровенные, кстати, раковины, в БСЭ написано, что диаметр мог быть до 2 метров. Хищники к тому же, эти моллюски.
Вот он - фактически символ вступительной части второго хорала:
Но хватит научности. Нам достаточно и того, что все вступление – это символ стремительно бегущего времени, которое, в свою очередь, утверждает изначальность, а возможно, и некоторую предопределенность текущего момента. Возможно, эта предопределенность говорит о том, что лирический герой был вечно и прошел через эти миллиарды лет, чтобы выйти на Арену, возможно – о том, что Арена миллиарды лет ждала героя, а возможно – и то, и другое.
Кто этот герой? Сайондзи? Утена? Я склоняюсь к последнему варианту, хотя можно трактовать и иначе. Но пойдем дальше, там – самое интересное.
Океанические Образы. На самом деле, я раньше писал о том, как важна в «Утене» тема воды. Вода ненавязчиво журчит и шелестит во многих музыкальных композициях, вода станет основной связкой для разнородных сцен полнометражного фильма (но об этом не здесь), о воде мы слышали в начале этого хорала.
Великий океан, вода, которая разлилась по планете прежде времен и прежде жизни – не она ли встречает Утену у таинственных врат внутри Запретного Леса? Она окружает вход в Арену, она – повсюду, она словно освобождается, когда с помощью Печати Розы девушка открывает заветные Врата. Потоки воды обрушиваются отовсюду, они дают рождение тем силам, которые делают возможным существование и Врат, и Лестницы, и самое Арены.
И вот этот таинственный Океан встречается нам в связке с восемью Образами.
Oceanic Rose
Роза. Самый главный из образов – главный символ Академии, ключ к Вратам, изображенный над ними и на Печати, символ души каждого из персонажей – тут можно говорить бесконечно. Так или иначе, его появление понятно закономерно.
Oceanic Lily
Лилия – нечто новое и нетипичное для Утены. Если кто-то подскажет мне, где там были лилии, буду благодарен!
Oceanic Apple
Мне уже приходилось писать о яблоке как об еще одном очень важном Образе. Частично оно может ассоциироваться с запретным плодом, так как образ запретного плода действительно присутствует в сериале, но на самом деле границы его «применения» здесь гораздо шире. В дальнейшем, возможно, я напишу отдельную заметку о его роли и значении.
Oceanic Flower Buds
Бутон – скорее всего, именно бутон розы – как бы подчеркивает «цветочную» атмосферу сериала.
Oceanic Angel
Ангел – я уже писал довольно много о мистической стороне текстов хоралов и содержания самой «Утены», так что появления Ангела здесь совершенно неудивительно. Оно подчеркивает чудесность происходящего, подчеркивает мистический смысл Лестницы. Кого считать Ангелом – саму Утену, которой действительно придется по этой Лестнице восходить и нисходить, или же Диоса который ждет её наверху, или кого-то еще – вопрос опять же открытый.
Oceanic Mirror
Зеркало – также важный образ. Зеркало будет висеть в Лифте Микаге, зеркало в глубины человеческой души. Зеркало, так или иначе, встретится нам не раз. Мы будем помнить, что оно – одно из Восьми Образов, и еще вернемся к нему в дальнейшем.
Oceanic Gate
Врата – это, очевидно, именно те Врата, через которые проходит Утена, направляясь на Арену.
Oceanic Haze
О чем идет речь здесь? Тот ли это туман, что окутывает Запретный Лес? Или та загадочная полупрозрачная дымка, что окутывает Лестницу, ведущую в Небеса? Или это туман неопределенности, скрывающий исход предстоящей дуэли, а может быть – и исход всех событий Академии? А может быть он – образ всей той вечной неясности, загадочности и тайны, которая воплощена в сериале, тех нескончаемых неразрешенных вопросов, на которые мы так и не получили ответов?..
Carboniferous, Permian, Paleozoic
Карбоновый, пермский, палеозойский периоды – время опять летит с невероятной скоростью, разрушая все мыслимые и немыслимые границы реальности.
Великий Океан охватывает все вокруг:
The Oceanic You, The Oceanic Me, are the Paleozoic within the body
И вот перед нами океанические «я» и «ты» - это, очевидно, дуэлянты, сошедшиеся на Арене; эта строчка красноречиво говорит против «адресной трактовки» хорала - он не о Сайондзи, не об Утене, он не эксклюзивный, он - о том сакральном моменте, когда два претендента сходятся в поединке вне пространства и времени, в поединке, который был уготовлен с начала времен. Время останавливается, поворачивается вспять, сходит с ума - идет дуэль!
Continuing to live, continuing to die, the Paleozoic telling the story
«Продолжая жить, продолжая умирать» - это отражение того же круговорота времен, где жизнь и смерть в непрерывном, сумасшедшем темпе сменяют друг друга, а история продолжает рассказываться.
Just like the whale, I go Just like the dolphin, I go Just like the seal, I go
И вот перед нами океанические образы - сражение на арене всегда очень символично, оно всегда - не просто битва, и вот сейчас лирический герой, дуэлянт, ощущает себя не столько воином на поле боя, сколько морским животным в своей родной стихии - китом, дельфином, тюленем - образы сменяют друг друга, сохраняя неподражаемую динамику текста.
to the bottom of the sea, the oceanic me
И вот - на дне морском оказался наш герой.
At the bottom of the sea, a grand history
На дне моря - и на дне истории.
to the bottom of the sea, where I will be me
Там, где он станет собой.
Это очень важно. На самом деле, этот кульминационный момент хорала очень много рассказывает об Арене. Вскользь я уже выдвигал раньше такое предположение, и вот еще одно ему подтверждение: Арена - это единственное место, где обитатель Академии может ощутить себя самим собой. На секунду глотнуть воздуха свободы, на миг вырваться из своего гроба - какой великий дар! Но большинство претендентов скоро забывает о нем, не в состоянии оказывается им воспользоваться... и только юная девушка-революционерка пробудила те силы, что дремали от самого начала времен, всколыхнула дно мирового океана, переполошила его обитателей и сделал очередной рывок навстречу Революции! А что будет дальше?
Узнаем, углубившись в третий хорал! Stay tuned!
Да и, если Вы это все прочитали и еще не согласны, что в Утене самые заморочные тексты песен... тогда мы идем к Вам! ^_^
(c) профессор Немуро, октябрь 2004 года
ICQ 47760285