Очень трудно было мне, автору данного обзора, найти Боевого Ангела Алиту. Либо это и в самом деле одно из редких аниме либо удача
отсутствовала во время моих долгих поисков.
В любом случае это
даже к лучшему - ведь во время этих самих поисков я успел узнать
об Алите очень много интересных фактов и одновременно чуть ли
не прочитать весь сценарий ^_^. Посему, когда Алитка наконец то
была найдена (и, кстати, банальным образом), я был просто в восторге.
С первых же кадров Алита обволакивает замечательной атмосферой
классического киберпанка 80-х. Качество графического исполнения
на высоком уровне, прорисовано детально и насыщенно все, как и
полагается в полнометражном аниме, а некоторые по-своему романтические
сценки (cyberromantism, хех ^__^) так и просятся вечно поселится
в качестве обоев для рабочего стола домашнего компьютера.
Сам главный персонаж, Алита (в одноименной манге - Gaalo) -
брошенный в нижнем мире на свалке андроид, которому создал новое
тело гениальный профессор, вдруг открывает в себе удивительные
возможности и решает, что ее предназначение - охотница на андроидов-преступников.
Вокруг этого, как и полагается, закручена, я бы сказал, философская
история любви и недосягаемой мечты, Гуманистическая, грамотно
истолкованная в мире киберпанка.
В общем Алита напомнила мне классику киберпанковой литературы,
рассказ Филлипа К Дика "Снятся ли андроидам электроовцы", который,
кстати был экранизирован Ридли Скотом под названием "Бегущий по
лезвию битвы (Blade Runner)" с Харрисоном Фордом в главной роли.
И я не очень удивился, когда узнал что Battle Angel Alita и есть
анимешная экранизация "электроовец" Дика. И по моему скромному
мнению, лучшая экранизация. Безусловно, сюжет очень сильно отличается
от оригинала, да и ни одного общего персонажа нет, зато сохранилась
главная идея и атмосфера. Разве не умение передавать главную идею
романа и воссоздание его атмосферы должны являться доминирующими
способностями человека, взявшегося экранизировать такую серьёзную
вещь?
Правда, взгляд в Алитке на проблему Дика, немного другой - вместо человечности беспощадно уничтожаемых андроидов (репликантов), в аниме больше сюжетной линии уделяется чувствам главных героев, а уничтожаемые же "bad guys" смотрятся как простые куклы, типично "злые". Но это - не более чем задний фон, бэкграунд, перед которым лежит основная сюжетная линия, заключающаяся, как выясняется в конце, трагическими взаимоотношениями робота и человека, целиком и полностью построенными на мечте, которой не суждено сбыться. Очень, кстати, гуманистическая и философская история.
Некоторые люди, читавшие одноименную мангу, считают, что экранизация
получилась весьма посредственной, так как существует множество
недочетов, изменены типажи главных персонажей, да и сюжет вывернут
наизнанку. Честно скажу, мангу я не читал - мне удалось просмотреть
лишь пару страниц первой главы, так что опровергать не стану.
Возможно, и есть несоответствия, и они, возможно, велики. Но ведь
можно взглянуть на Алиту как на оригинальный, отдельный продукт,
раз заметны такие различия. Да и, повторюсь еще раз, на мой взгляд,
Алита - это, прежде всего экранизация Филлипа Дика, а не одноименной
манги, как бы странно это не звучало.
В итоге, Алита оказалась, наверное, единственным современным
воплощением того, что осталось нам от Уильяма Гибсона, Филлипа
Дика, Брюса Стерлинга и прочих родоначальников и классиков киберпанка.
Must see для любого неравнодушного к этому стилю человека, равно
как и для любого, кто только недавно открыл для себя эту замечательную
субкультуру.
P.S. недавно подтвердились слухи о том, что голливудский режиссер Д.Камерон взялся за киноверсию Боевого Ангела Алиты… Буду надеяться, что киноверсия не будет настолько плоха, чтобы у среднестатического человека отбить все желание смотреть аниме, ведь невозможно же изобразить с помощью актеров то, что изначально было нарисовано. На это и существует аниме, что бы заполнять эту пустую нишу в киноискусстве.
(c) Олег "Хеинали" Одинссон,
сентябрь 2003 года, эксклюзивный авторский материал