Опенинги и эндинги - "музыкальное лицо" любого аниме и, естественно, что они чаще всего запоминаются и нравятся зрителю. Термины пришли в наш язык из английского (на японском их также называют "openingu" и "endingu") и являются своеобразным сокращением словосочетания "Opening & ending song"(Открывающая и закрывающая песня).
Эти два составляющих аниме элемента очень важны, т.к. они должны быть посланием, заключающим в себя черты основной идеи, заложенной в сюжет. Если эндинг может поменяться пару раз в течение сериала, то опенинг остается постоянным (редким исключением может быть разве что "Ranma 1/2", "Inuyasha", но в данных случаях опенинги менялись из-за слишком большого количества серий, дабы не вызвать у зрителя привыкания или равнодушного отношения к самому началу сериала). Это правило работает лишь на музыку. Зачастую, когда вы начинаете смотреть аниме, вы еще не знаете многих персонажей и отношений, которые появятся между ними со временем. Поэтому вполне естественно, что видеоряд может смениться с развитием сюжета.
Немного из истории опенингов
и эндингов. Насколько мы знаем, первые анимационные
японские фильмы не сохранились до нашего времени,
поэтому с точностью сказать было ли у них вначале
некоторое подобие открывающего ролика, мы не можем. Но
можно привести более поздние примеры - "Candy-Candy",
"Mahotsukai Sally", в которых уже в 60-х годах серия
начиналась с минутного ролика (давайте назовем это
анимационным клипом), сопровождающегося песней. Несмотря
ни на талантливое исполнение, ни интересный текст, песни
в аниме никто не рассматривал тогда серьезно. Такое
состояние вещей сохранялось до 1982 года, а точнее
выхода сериала "Chyo jiku yosai Macross: Ai oboete
imasu ka?". Песня из опенинга, которую исполняла
Мари Идзима, стала сверх популярной, получив ведущие
места в музыкальных
хит-парадах.
Сейю озвучивала
в этом сериале роль Линн Минмэй, известной певицы и
бессменной подруги главного героя. Такой образ был
достаточно новым и был продиктован модой на только
появляющихся "идолов" (молодых певиц, заключавших
невыгодные, кабальные контракты, каждую секунду жизни
которых контролировал продюсер). Такие певицы стали
кумирами молодежи не только за вокальные данные, но за
молодость, красоту, и желание петь на японском, которому
проще подпевать в караоке, чем чужому языку.)
С тех пор к аниме-музыке
начали относиться серьезно и рассматривать ее как одну
из ветвей индустрии продаж.
Какие же цели ставят перед собой авторы этих песен, чем руководствуются? Попробуем разобраться. Вначале об опенинге. Однозначно это самый важный саундтрек в аниме, являющийся лицом или визитной карточкой сериала, поэтому относятся к нему с соответствующим вниманием. Песня должна быть запоминающейся, соответствовать стилю аниме (вряд ли самый интересный тяжелый рок в начале кавайного аниме будет воспринят должным образом) и соотноситься с самим сюжетом. Чаще всего песня пишется от лица одного из главных персонажей, на это нам, конечно, не указывают, но это самое распространенное явление. С музыкой и вокалом все гораздо сложнее. Для написания музыки стараются приглашать известных композиторов (вспомните хотя бы очень популярных сейчас Йоко Канно или Юки Кадзиуру), которые смогут написать "стопроцентный хит". Это не простая прихоть, в Японии за каждым аниме тянется волна продажи всяких мелочей, дисков, игрушек. Хороший опенинг - уже возможность выпустить альбом с вариациями только на его тему. Естественно, что любой фэн этого аниме не откажет себе в удовольствии приобрести диск.
Но хороший композитор - не единственный гарант популярности опенинга. Аниме озвучивают сейю, которые записывают пластинки с песнями от лица персонажей. Все эти песни составляют отдельные альбомы. Но сейю не считаются профессионалами в той степени, чтобы петь опенинги (яркое исключение - Хаясибара Мегуми), да и авторы стараются делать ставки на популярных певцов, поэтому приглашают "гест-стар", для записи именно только опенинга. Отсюда вытекает, что опенинг привлечет не только любителей аниме, но и фанатов певца.
Эндингу придают меньшее значение, ведь если опенинг - это лицо аниме, то эндинг лишь фон для окончания, собственно титров. Для их исполнения привлекаются певцы меньшего масштаба - с хорошими вокальными данными, но не имеющие особой популярности. Заметьте - опенингу характерны быстрые, эмоциональные композиции, напротив эндинг лирический, медленный, спокойный, словно позволяющий расслабиться после серии.
Можно ли судить о популярности опенингов и эндингов у нас в СНГ? Самым популярным всегда был опенинг из "Sailor Moon" - "Moonlight densetsu". Многие из тех, кто не видел сериала знают и любят эту песню (интересный факт - это обновленная версия старой японской песни "Приглашение к танцу"). Не меньшей популярностью и любовью пользуются у нас опенинги и эндинги "Evangellion" (Zankoku na Tenshi no These), "Shoujo Kakumei Utena" (Rinbu Revolution), "Noir" (Kopperia no hitsugi) и пр.
В полнометражных фильмах опенинг как таковой (стандарт ТВ-сериала) отсутствует. Экспозиция персонажей не требуется - мы узнаем их всех за ближайшие два часа. Аниме начинается уже с первых кадров (например, нам показывают картинки природы, знакомят с местом действия или главным персонажем). Начало может сопровождаться музыкальной темой, не имеющей слов. При этом анимационным роликом ее назвать это нельзя. Если опенинг ТВ-сериала можно использовать как рекламный, то для полнометражных фильмов такой делают на студии отдельно. Эндинг больше напоминает нам завершение любого, пусть даже голливудского фильма - титры + песня.
В последнее время аниме-авторы поражают нас изобретательностью в плане создания аниме опенингов. Например, если ранее их запись "доверялась" лишь поп-певцам, то сейчас мы уже можем найти пару-тройку песен, спетых j-рокерами. Например, опенинг "DNA2" исполнили "L'Arc~en~Ciel" (Blurry Eyes), а эндинг "Kamikaze Kaitou Jeanne" - "Shazna" (Peace of Love). Не менее оригинальным ходом можно назвать опенинг "GITS", который спела русская певица Ольга Яковлева (в Японии известная как Origa). Она записывает диски в Японии еще с 1994 года, но стала по-настоящему популярной лишь после того, как спела широко известный "Stand Alone Complex".
Я думаю, вы уже поняли, что
эти два саундтрека - очень важная составляющая сериала.
Делают их серьезно, придирчиво рассчитывая будущий
уровень популярности. Вы сами, вполне возможно, даже не
зная японского языка, невольно выучили пару текстов и
можете подпевать им. Это и есть пример удачных опенингов
и эндингов.
(c) Usagi x, октябрь 2004 года
ICQ 249710364